Тема доклада: «Об опыте работы органов территориального общественного самоуправления в Семикаракорском городском поселении»
Уважаемые участники совещания!
Развитие любого муниципального образования может быть эффективным только в том случае, если имеется заинтересованность населения в решении вопросов местного значения. Одной из форм взаимодействия с населением является территориальное общественное самоуправление.
В ст. 27 131-го Федерального Закона территориальное общественное самоуправление (или ТОСы) определяется как часть системы местного самоуправления, самоорганизация граждан по месту их жительства. И сейчас уже ни одно муниципальное образование не мыслит своей деятельности без опоры на ТОСы.
Тема развития территориальной организации местного самоуправления, в частности о его разновидности – сельских старост, звучала на недавней встрече Президента с губернатором Ленинградской области. В.В. Путин одобрил эту муниципальную практику и подчеркнул, что необходимо укреплять связь между самым первичным уровнем власти и людьми, помогая решать проблемы, с которыми люди сталкиваются.
Для нас территориальное общественное самоуправление - это один из основных ресурсов городского развития, наиболее эффективный инструмент прямого участия граждан в местном самоуправлении, когда жители сами осознают свои нужды и объединяются для их реализации.
ТОСы стали, с одной стороны, надежной опорой власти, а с другой – проводником интересов каждого жителя. По сути, органы ТОС – это партнер административной власти. При взаимодействии с ними дистанция между административной властью и рядовым человеком сокращается, и многие вопросы местного значения решаются гораздо успешнее.
Развитием территориального общественного самоуправления мы начали заниматься около пяти лет назад. Изучили опыт работы других муниципальных образований, продумали модель ТОСов в своем поселении. Очень полезной была поездка в Славянск-на-Кубани Краснодарского края с целью ознакомления с муниципальной практикой по развитию ТОС.
Были определены возможные территории, в пределах которых осуществляется ТОС, это:
- многоквартирный жилой дом,
- улица (или квартал) частного сектора,
- жилой микрорайон города.
На сегодняшний день в Семикаракорске осуществляют свою деятельность 74 Уличных комитета, 95 Советов многоквартирных домов, 13 ТСЖ. Границы ТОС утверждены решением городского Собрания депутатов.
Администрацией проведены сходы граждан по выбору председателей органов ТОС. Им были выданы удостоверения, подписанные Главой городского поселения.
Нами разработаны нормативно - правовые документы: Муниципальная программа «Развитие и поддержка территориального общественного самоуправления» и Положение о ТОСах. С этими документами можно ознакомиться на официальном сайте администрации поселения.
Основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан. Их поле деятельности обширно: наведение порядка на своих территориях, мобилизация жителей на решение возникающих проблем, благоустройство и озеленение, взаимодействие с правоохранительными органами, жилищно-коммунальными службами и просто общение с людьми от лица власти.
Постепенно складывается крепкий и работоспособный состав активистов - людей, которым не безразлична судьба родного города.
Формируется система обучения актива формам и методам работы с населением. За последние два года проведено 7 совещаний с председателями органов ТОС, 93 рабочих встречи с членами Уличных комитетов и Советов многоквартирных домов, 58 сходов граждан. С Советами многоквартирных домов в этом году проведено 8 обучающих семинаров по вопросам нового порядка финансирования капитального ремонта.
Специалистами администрации проводятся консультации председателей и членов органов ТОС. Только за этот год проведено 246 индивидуальных и групповых консультаций. Вопросы, с которыми к нам обращаются, самые различные: соблюдение Правил благоустройства, оплата за капитальный ремонт по новой системе, взаимодействие с управляющей компанией, участие в городских акциях и конкурсах, организация сходов граждан, ведение документации и многие другие.
В администрации ведется Журнал учета заявок председателей органов ТОС, которые включаются в план работ по благоустройству с последующим выполнением.
Всем понятно, что ТОС эффективно работает тогда, когда появляются лидеры, найти которых довольно трудно. Председателями, как правило, становятся преимущественно пенсионеры. Мы смогли переломить эту ситуацию. Сейчас у нас около 30% лидеров – это люди до 45 лет. Самому младшему председателю – 21 год. Шесть председателей органов ТОС являются членами Общественного совета при Администрации города.
Быть руководителем ТОСа - нелегкая работа, требующая немалых усилий, определенных знаний, умения работать с людьми. Чтобы оказать помощь в этом важном деле, мы стремимся обеспечить информационную и методическую поддержку органов ТОС, разрабатываем памятки, рекомендации, листовки. В этом году был подготовлен первый сборник информационных материалов - для председателей Уличных комитетов. В него вошли правовые документы и полезная для работы информация.
Очень важно не только моральное, но и материальное стимулирование органов ТОС. Победителям конкурса «Я люблю свой город» в номинациях «Лучший многоквартирный дом», «Лучший подъезд», «Лучшая территория уличного комитета» вручаются денежные сертификаты на благоустройство территории. Заявки от победителей включаются в план благоустройства города и выполняются за счет местного бюджета. Это является дополнительным стимулом для развития ТОСов. Очень важно, чтобы в первую очередь шла инициатива «снизу», и только во вторую - административно-финансовый ресурс «сверху».
Что же реально изменилось после создания органов ТОС на территории поселения?
Как показывает практика, что, во-первых, у людей появилось ощущение сопричастности к жизни города, возможность принимать участие в решении наболевших проблем, обращаться напрямую к городской власти с предложениями по улучшению условий жизни.
Во-вторых, мы постепенно стали преодолевать пассивность и иждивенческую позицию горожан. Повысилась ответственность за состояние места, где человек живет. Мы радуемся, когда люди проявляют самостоятельность, и всячески стремимся поддержать их, взяв часть забот на себя.
В-третьих, поскольку мы знаем, какие ТОС находятся на избирательных участках, лидеры ТОС становятся нашими настоящими помощниками на выборах разного уровня. Они способны вести за собой людей, проявляют организованность и гражданскую ответственность.
Самое главное, мы стремимся к тому, чтобы именно ТОСам принадлежала главная роль в привлечении граждан к участию в местном самоуправлении, чтобы через органы ТОС постоянно поддерживалась связь между городской Администрацией и населением.
Становление территориального общественного самоуправления в нашем муниципальном образовании - процесс длительный и сложный. Пока положено только начало этому процессу.
Однако, несмотря на накопленный опыт, проблем достаточно много.
В связи с этим, есть несколько предложений.
Те ростки территориального общественного самоуправления, которые на сегодняшний день есть в области, надо оберегать и развивать дальше. Чтобы этот процесс имел повсеместный и массовый характер, необходима разработка и принятие областных законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ТОС. И такой опыт в других регионах имеется.
Например, в Волгоградской области для решения вопросов развития ТОС разработана и эффективно работает областная программа.
В Архангельской области вопрос поддержки территориального общественного самоуправления урегулирован в рамках нескольких областных законов.
Также необходимо разработать методику финансовой поддержки деятельности ТОС не только из местного, но и из областного бюджета.
В связи с этим, интересен опыт Ленинградской и Архангельской областей, где областным законом определён порядок предоставления субсидий местным бюджетам на основе соглашений. В Ленинградской области также предусмотрено финансирование небольших проектов, которые важны для жизни малых сообществ, определен правовой статус старост и рассмотрен вопрос о ежеквартальном вознаграждении за их деятельность.
Большим стимулом для развития ТОС в муниципалитетах стали бы областные конкурсы «Лучшее ТОС года» на получение гранта, «Лучший активист ТОС Ростовской области», конкурс на лучший проект ТОС.
Имеет смысл также создать в области ассоциацию органов ТОС, хотя бы раз в год проводить научно-практическую конференцию по изучению и решению проблем ТОС, анализировать недостатки, прогнозировать перспективы развития данной формы местного самоуправления.
Очень полезным было бы создание интернет-площадки с целью информационной и консультационной поддержки ТОСов, обмена опытом, совместного поиска новых решений, установление деловых и дружеских отношений.
Таким образом, региональная система государственной поддержки ТОС, на мой взгляд, должна включать в себя организационную составляющую, применение программно-целевого метода поддержки, а также механизмов проектного управления.
Главное, чтобы идеей создания и развития ТОС прониклись все - от простого жителя до министра. Если этого не произойдет, если мы реально не поддержим самоорганизацию граждан по месту жительства, то проводимая реформа местного самоуправления будет явно неполноценной.
Благодарю за внимание!